Школа №86

Математический клуб

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Положение о Математическом клубе

Модель Математического клуба

Стратегической целью Математического клуба является привлечение к изучению математики обучающихся, не испытывающих глубокого интереса к данному направлению учебной деятельности.

Цели Клуба:

  • развитие интереса и повышение мотивации к изучению математики;
  • практическая помощь обучающимся в освоении математики;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
  • формирование интеллектуальной среды, подталкивающей ребёнка к изучению труднодоступных вопросов математики;
  • развитие собственных интеллектуальных способностей обучающихся;
  • создание и укрепление сообщества педагогов, обучающихся, заинтересованных родителей.


Задачи Клуба:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • расширить знания и умения в решении различных практических задач с привлечением математических знаний;
  • формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;
  • повышать математическую, читательскую и экономическую грамотность;
  • повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
  • создать условия для осознания обучающимися связи математики с другими предметами, изучаемыми в школе;
  • воспитывать в учащихся уверенность в своих силах (от успехов в малом к новым успехам);
  • организовать досуг обучающихся.




  • Секция «Математика в мире»



    Цель: создать условия для развития математической грамотности и повышения мотивации к изучению математики.

    Задачи:
    • привлечение к изучению математики обучающихся, ориентированных на другие предметные области, на практические виды деятельности;
    • создать условия для практического приложения математики;
    • развитие мотивации к изучению математики через демонстрацию ее прикладного значения и межпредметных связей;
    • создание условий для закрепления и повторения материала 5-6 класса;
    • подготовка к ВПР и другим формам независимой оценки образовательных результатов;
    • развитие умений, связанных с индивидуальной проектной деятельностью.
    Цикл работы секции – 2 заседания в четверть:
    1. 1.Формулировка тем проектов. Темы формулируются педагогами, но предполагают корректировки в соответствии со склонностями и интересами обучающихся.
    2. 2.Первое заседание: представление темы проекта обучающимся (определение цели, задач, средств, необходимых умений), актуализация математического материала);
    3. 3.Выполнение проектного задания на дому.
    4. 4.Второе заседание:
      • Игровое событие (например, математическая карусель): решение задач, развитие необходимых математических умений
      • консультация, представление материалов и продукта проекта обучающимися, обсуждение с членами клуба (обучающимися и педагогами).
    Заседания клуба проводятся дистанционно с использованием программ для организации видеоконференцсвязи (Zoom, Сферум, Microsoft Teams и т.п.)

    Математические карусели и математические эстафеты проводятся дистанционно: членам клуба предоставляется ссылка на google-формы с заданиями.




    Структура работы секции



    Программа работы секции «Математика в мире»

    Правила проведения математической карусели

    Правила проведения математической эстафеты

    Класс Четверть Межпредметные связи Продукт Предметная тема
    6 1 Математика План квартиры («квартиры моей мечты»). Чертеж квартиры или одного из помещений (с мебелью, с условными обозначениями и размерами, площадью) Периметр, площадь
    Математическая карусель (решение задач по теме)
    2 Математика - технология Трехмерный макет квартиры / самого большого помещения (с мебелью). Макет может быть изготовлен из картона или другого доступного материала. К макету прилагается документ с указанием размеров, площади. Макет реализуется в соответствии с ранее созданным планом. Масштаб. Многогранники Развертка.
    Математическая эстафета (решение задач по теме)
    3 Математика-обществознание Расчет затрат на эксплуатацию (коммунальных платежей и налогов) и план экономии Пропорция. Процент
    Общешкольный Праздник числа π
    4 Математика-английский язык Объявление о продаже квартиры на английском языке (описание квартиры на английском языке с указанием необходимой информации: площадей и размеров). Использование и закрепление математических понятий
    Математический кроссворд (на английском языке)
    Итоговый проект: Квартира моей мечты (план, макет, расчет затрат на эксплуатацию, описание)
    7 1 Математика-география План участка земли за городом - вымышленный участок, либо реальное владение семьи - (схема с условными обозначениями, размерами, площадями всех жилых и нежилых объектов на участке, указанием масштаба). Геометрические фигуры. Масштаб.
    Математическая карусель (решение задач по теме)
    Приложение "Математическая карусель"
    2 Геометрия/черчение Чертеж загородного дома («дома моей мечты») в масштабе, с расчетом площадей помещений, с учетом парковок и хозяйственных пристроек. Масштаб.
    Математическая эстафета (решение задач по теме)
    3 Математика-ИЗО Рисунок дома в разных проекциях, чертеж Перспектива. Проекция
    Общешкольный Праздник числа π
    4 Математика-русский язык Сопроводительный документ к плану участка и чертежам построек (описание полученного объекта с использованием математических терминов, с указанием всей значимой информации, назначения помещений, особенностей постройки, ее достоинств). Использование математических понятий
    Математический кроссворд
    Итоговый проект: загородный дом «Дом моей мечты» (чертеж, рисунок, описание)
    8 1 Математика-обществознание Семейный бюджет (составьте бюджет своей семьи, либо бюджет своей будущей семьи, укажите источники доходов и направления расходования в валюте и в долях). Процент. Пропорция. Бюджет.
    Математическая карусель (решение задач по теме)
    2 Математика-обществознание План вложения средств на несколько лет (например, 3 года) с расчетом доходов, вложением полученных доходов, с указанием альтернатив и обоснованием выбора. Процент. Сложный процент. Вклады
    Математическая эстафета (решение задач по теме)
    3 Математика-обществознание Плана постоянных и переменных издержек для открытия бизнеса. Процент. Сложный процент, капитализация
    Общешкольный Праздник числа π
    4 Математика-информатика и ИКТ Презентация «Бюджет в графиках и диаграммах». Бюджет своей семьи/своей будущей семьи с указанием направления и обоснованием вложений финансовых средств (на 3 года) с использованием графиков и диаграмм. Построение диаграмм и графиков.
    Математический кроссворд
    Итоговый проект: проект семейного бюджета на следующий год и плановый период




    Секция «Мир математики»



    Цель: формирование целостного мировоззрения членов клуба (детей и взрослых) и определение места математики в современной картине мира.

    Задачи:
    • знакомство с проблемами математики, выходящими за пределы школьной программы;
    • создание условий для развития аналитических умений обучающихся;
    • развитие мотивации к изучению математики через демонстрацию ее прикладного значения и межпредметных связей;
    • привлечение к изучению математики гуманитарно ориентированных обучающихся;
    • развитие художественного вкуса обучающихся;
    • организация условий для кросс-возрастного взаимодействия;
    • создание условий для расширения и детализации картины мира обучающихся и педагогов.
    Цикл работы секции – 2 заседания в месяц:
    1. 1. Математическая тема для рассмотрения определяется педагогами при подборе художественной составляющей заседания (видеоконтента).
    2. 2. Просмотр обучающимися видеоконтента (кинофильма, документального фильма, мультипликационного фильма) дома (если время и длительность видеоматериала позволяет, то на заседании клуба).
    3. 3. Обсуждение на первом заседании клуба (вопросы заранее подготовлены педагогами, однако обсуждение – живой процесс и предполагает модерацию с учетом вопросов и интересов участников). В ходе обсуждения производится анализ кинотекста, после которого педагоги предлагают свои доклады, разъясняющие математический контекст художественного произведения.
    4. 4. Решение задач, выполнение заданий по теме (в ходе первого заседания, дополнительно на дому с представлением результатов на следующем заседании).
    5. 5. Определение тем исследований и докладов обучающихся, иных видов их самостоятельной деятельности (мини-проектов, создание презентаций для использования на уроках…).
    6. 6. На втором заседании клуба - представление докладов обучающихся и их обсуждение.
    7. 7. Определение возможности подготовки внеклассного мероприятия для обучающихся 5-9 классов (подготовленные мероприятия могут быть проведены в ходе Недели математики, Недели Науки и других подобных событий школьного календаря).

    Структура работы секции



    Программа заседаний Секции «Мир математики»

    Месяц Видеоконтент (художественный или документальный фильм) и тема
    Сентябрь Первое заседание. Определение тематики и содержания деятельности.
    Октябрь «Природа в числах», мультфильм, Испания 2010
    Золотое сечение в природе и искусстве
    Ноябрь «Чувственная математика»
    Теория графов, топология
    Декабрь «Энигма»
    Криптография
    Январь «Математик и черт», СССР, 1972.
    Теорема Ферма
    Февраль «Софья Ковалевская», 1985
    Женщины в математике
    Март «Пи», США, 1998
    Праздник числа Пи
    Апрель «Игры разума», США, 2001
    Теория игр
    Май Итоговое заседание